Интернет-технологии
Только Интернет сделал возможным одновременно и глобально-широкую рассылку информации, и ее стандартизацию. Все предыдущие информационные технологии были, в общем и целом, направлены на «ужатие», формализацию данных.
Интернет-технологии позволили решить проблему всеобщей доступности массивов информации в легко удобоваримом формате — будь то в режиме синхронном (чат, форум, Интернет-телефония), асинхронном (электронная почта, видео по заказу, Интернет-телевидение), формализованном (внутренний портал или пользовательское «лицо» ЕПР-системы). Интернет демистифицировал информационные технологии, снял с них налет «айтишного шаманства» предыдущих десятилетий, убрал излишнюю сложность или по крайней мере закрыл от пользователя тот устрашающий клубок информационных систем, который образовался за предыдущие десятилетия.
В чем отличие Интернет-технологий от предыдущих поколений информационных систем с точки зрения их социального, экономического и организационного воздействия?
Во-первых, Интернет выделяется своей «демократической» и «всеобщей» природой. Интернет — это сеть, и, как в любой сети, ее полезность для пользователей и для общества в целом увеличивается пропорционально квадрату участвующих в ней субъектов, т. е. экспоненциально. Это так называемый закон Меткалфа, названный в честь его автора.
В применении к бизнес-пользователям это означает, что по мере роста числа подключенных к сети внутри компании и автоматизации бизнес-процессов резко и во многом «прорывно» увеличивается экономический эффект от внедрения сетевых технологий, заключающийся в первую очередь в росте производительности труда.
В этой связи можно говорить о волнах восприятия Интернета фирмами — концепция, предложенная группой интернет Бизнес Решений Cisco Systems. Собственный пример Cisco это ярко демонстрирует — первая волна внедрения Интранета на предприятии дала годовой эффект роста производительности в 10 тыс. долларов на сотрудника в середине 90-х годов. В конце 90-х уровень «дополнительной» производительности увеличился до 38 тыс. долларов в год, а в начале нового века перевалил за 45 тыс. долларов. Сегодня большинство западных компаний уже «оседлывают» вторую волну Интернета, пионеры — уже на третьей, в то время как российские компании, за редким исключением, начинают воспринимать только первую.
|