dotcomwebdesign.com
Магазин сайтов > Статьи: > "Доткомы"





"Доткомы"

На финансовых рынках биржевые котировки наиболее удачных доткомов «второй категории» достигали десятков миллионов долларов («первая категория» зашкаливала за миллиард), цены на акции в течение первого дня котировки взлетали в десятки раз.

Крупные компании боялись быть «амазонированными» и наспех сколачивали команды директоров и менеджеров по э-стратегии.

Когда стало ясно, что в реальном мире большинство потребителей не сможет мгновенно перекочевать в онлайновые каналы, перегретый рынок начал стремительно катиться вниз.

Пик роста был достигнут в марте 2000     г., затем ряд нашумевших банкротств — все началось с «э-торговца» предметами роскоши Boo.com — заставили задуматься о жизнеспособности бизнес-моделей доткомов. Большинство из них не пережило лета
2001    г. Остальные оценивались рынком лишь по тому, насколько они быстро «сжигали наличность» — то есть хватит ли им денег, чтобы дожить до прогнозируемой самоокупаемости.

Тем не менее сегодня, в 2003 году, многие выжившие доткомы — в индустрии путешествий, книготорговле и многих других областях —
Соответственно онлайновый книготорговец и сайт для аукционной торговли между индивидуальными продавцами и покупателями.

чувстувуют себя вполне уверенно. Электронная коммерция во всех видах и проявлениях уверенно растет как в Европе, так и США, о чем мы говорили выше. По Интернету сегодня перекачивается 35 млрд. музыкальных файлов, а онлайновые продажи авиабилетов привели к тому, что в США в 2002 г. закрылись 13% традиционных турагентств. Целые огромные индустрии трансформируются под воздействием дот-комов.

Другой кризис — телекомовский — оказался гораздо более разрушительным. В нем оказалось «сожжено» в десятки и сотни раз больше денег инвесторов и банковских кредитов, чем в кризисе доткомовском.

Суммарный долг телекомовской индустрии банкам оказался близким к 1 трлн. долларов, половину из которых, возможно, придется списать. За первые 6 месяцев 2002 г. только в Америке полмиллиона людей потеряли работу в этом секторе. Находились на гране коллапса или уже обанкротились десятки крупнейших американских и европейских операторов связи. Другие — France Telecom и Deutsche Telecom — оказались под беспрецедентным грузом долгов в десятки миллиардов евро. Руководители многих компаний потеряли репутацию и были отстранены от дел.

Причиной этого стали завышенные ожидания от роста Интернет-трафика, излишние инвестиции в недоиспользованую инфраструктуру, прежде всего оптоволоконную, покупка других компаний по вздутым ценам, слишком высокая цена, обещанная за лицензии третьего поколения мобильной связи.

Учитывая важность телекоммуникационных компаний для общества, они никуда не уйдут, и, скорее всего, наиболее прочные из них выйдут из кризиса самостоятельно или с государственной помощью. Спрос на инфраструктуру вернется, он придет с новыми приложениями, с передачей видео, с мобильностью. Однако на это уйдет еще какое-то время.

Заметим, что Россию этот феномен пока миновал — инвестиции, сделанные в национальные сети, были далеко не избыточными.

 


Статистика от SoftDeCo